Самое интересное о горных велосипедах

Downhill dvuhpodvesГорные велосипеды выделяются среди прочих байков широкими 26-ти (а иногда и 29-ти) дюймовыми «зубастыми» покрышками на прочных, часто двойных, ободах. У MTB толстая и прочная рама, прямой руль и высокий клиренс (рама высоко над землей). Все узлы с повышенной устойчивостью к износу, работают даже при сильном загрязнении. Большое количество передач позволяет подбирать оптимальное передаточное число для эффективной езды по любому грунту. Передняя вилка с амортизацией такому байку просто необходима в экстремальных условиях, для эксплуатации в которых он и сделан.

Но как же выбрать какой горный велосипед нужен вам? Ведь сейчас их столько, что и сами производители не назовут количество моделей горных велосипедов произведенных ну хотя бы в этом году. А цены на них отличаются так сильно, что нет смысла их сравнивать, не классифицировав их по видам.

По типу подвески MTB делят на 4 вида: жесткие (Rigid) — жесткие и рама и вилка, хардтейл (Hard Tail) — жесткая рама и амортизационная вилка, двухподвес (Full Suspension) – амортизационной подвеской оснащены уже оба колеса и софт-тейл (Soft Tail) – это звено эволюции от хардтейла к двухподвесу. У этого вида горных велосипедов либо в конструкции заднего треугольника встроен амортизатор, либо сама рама амортизирует хитро изогнутой формой. Этот вид встретить можно, но сложно. Чаще всего при выборе велосипеда стоит вопрос будет он хардтейл или двухподвес — это самые распространенные типы горных велосипедов.
Жесткая рама (Rigid)
Хардтейл (Hard Tail)
Двухподвес (Full Suspension)
Софт-тейл (Soft Tail)
Беря во внимание, что MTB представляют собой технически сложные велосипеды, понятно почему, не так давно выделившись в отдельный класс, они уже успели разделиться на типы, заточенные под разные нужды байкеров.

Видов экстремального катания на горных велосипедах множество и под каждый из них есть узкоспециализированный байк. А ниже перечислены основные стили катания в которых используются горные велосипеды, каждый имеющий свои конструктивные особенности:
CrossCountry (кросскантри)

CrossCountry (кросс-кантри)

Изначально этот тип горных велосипедов позиционировался как MTB для высокоскоростного кросса по пересеченной местности. Эти байки очень технологичны, для них важен низкий вес. Чаще всего это хардтейлы с воздушной вилкой. Т.к. технологии не стоят на месте и сейчас двухподвесы, как на изображении, могут быть ни чуть не тяжелее хардтейла – они также широко используются в кросс-кантри. Кантрийные байки одни из самых дорогих. Они подходят для городской езды — это самые универсальные MTB.
Trial (триал)

Trial (триал)

Этот тип горных велосипедов для настоящих экстремалов, постоянно испытывающих на прочность и себя и байк. Сложные технические элементы, прыжки через и по препятствиям — вот стихия этих MTB. Характерна маленькая и легкая, но прочная рама, почти всегда гидравлические тормоза, так как необходим максимальный контроль, или только один тормоз. Ригиды или хардтейлы. Есть у этого типа подтип — MOD байк, заточенный исключительно под триал: нет скоростей, особая конструкция рулевого стакана с интегрированным тормозом, как у BMX, позволяющего крутить руль на 360 градусов и уменьшенные до 20 дюймов колеса.
Downhill (даунхилл)

Downhill (даунхилл)

Дословно можно перевести как «вниз с горы». В далёкие 70-е первые горные велосипеды появились именно для этой цели. В настоящее время эти горные велосипеды самые дорогие. В скоростном спуске с гор им нет равных. Используются самые прочные рули, рамы, амортизационные вилки и все комплектующие. Из-за большого хода амортизаторов (160-200 мм, а иногда и больше) они внешне напоминают скорее мотоцикл, чем велосипед. У этих байков нет переднего переключателя и часто вообще используется трансмиссия, как на изображении, вместо переключателей. Колеса с очень широкими покрышками для большей устойчивости и прочности. На них ставятся только гидравлические тормоза, а так как скорость они набирают приличную и, нагреваемый от торможения диск может деформировать вилку, его ставят увеличенного диаметра. Эти MTB образец надежности, для них вес не важен и порой переваливает за 20 кг, центр тяжести даунхиллов смещен назад. Использовать их для езды по городу – лишняя трата сил: быстро ехать не получится, разгоняться тоже, но диван тот еще)
FreeRide (фрирайд)

FreeRide (фрирайд)

Байк для фрирайда внедорожник по своему призванию. Чаще всего это двухподвес, может быть и хардтейл. Эти горные велосипеды для любителей езды по кочкам. Особенность их конструкции в укороченном выносе и раме, что позволяет не терять контроль над MTB и маневрировать на любой скорости. Тормоза дисковые, может стоять и механика. Одна из веток развития фрирайда – North Shore – катание по мосткам (иногда на очень большой высоте) с преодолением искусственных преград и трамплинов. И используются велы по конструктивно близкие к даунхиллу, но по-легче. А вообще это дисциплина настолько широка, что MTB для фрирайда могут очень сильно отличаться друг от друга.
Dirt Jumping (дерт джампинг)

Dirt Jumping (дерт джампинг)

Трасса состоит из сплошных трамплинов идущих друг за другом и контр уклонов, прокладывается самими байкерами при помощи лопат. Байк необходим жесткий (Rigid) и достаточно весомый, чтобы не терялось управление в воздухе. Эти MTB похожи немного на BMX: рама небольшой ростовки, но с достаточно длинной верхней трубой. Педали «топталки» с большим количеством агрессивных элементов, почти всегда нет скоростей и передний тормоз тут тоже не нужен, так как будет мешать выполнению трюков, связанных с кручением руля. Подойдет для дерта и хардтейл.

Все статьи раздела о выборе горного велосипеда и его частей.