Самое интересное о горных велосипедах

logotip sramОборудование американской фирмы Sram сложнее классифицировать, чем оборудование японской фирмы Shimano. Различные компоненты имеют различную маркировку и существуют как бы сами по себе, к тому же некоторые группы включают помимо шифтеров, переключателей, тормозов и др. механики также амортизаторы. Ну и бренды, о которых вы наверное слышали: Rockshox, Avid и Truvativ также принадлежат Sram.

Те, кто знаком с перечисленными брендами понимают, что Sram в отличии от Shimano имеет и собственную линейку амортизационных вилок Rockshox. Но в этой статье будет рассмотрена только механика, выпускаемая этой фирмой, то есть переключатели, манетки, тормоза, втулки, кассеты, цепи и системы. Системы и тормозные компоненты Sram выпускает под собственными брендами Truvativ и Avid. Цепи раньше имели название Sachs, до того как фирма Sram купила эту компанию, надо сказать отлично зарекомендовавшую себя.

группа Sram X3 + манетки MRX и TRX

X3

Начнем обзор оборудования Sram с самых низов. В отличии от Shimano минимальное количество звезд для кассет – 8. К начальному оборудованию можно отнести манетки твистеры MRX, манетки шифтеры TRX и группу X3. Это оборудование самого простого уровня, подходящее для асфальтовых покатушек с нечастым заездом на лесные тропинки. Группа X3 включают переключатели и манетки, систему S200, кассету PG-830 с цепью PC-830 и 306-е втулки также можно отнести по классу к этой группе. Хочется особо отметить, что качество этой механики значительно выше начальных групп Shimano. Оборудование рассчитано на 7-8 скоростей, твистеры на 7-9. Манетки MRX и TRX совместимы с переключателями Shimano.

группа Sram X4 + манетки Centera

X4

Оборудование классом выше, но недалеко ушедшее вперед от Sram X3, того же уровня твистеры Centera, совместимые с переключателями Shimano, 406-е втулки и система S600. Причем класс этой системы на уровне групп X4-X5. Механика X4 рассчитана на 7-8 скоростей, а твистеры на 8-9.

группа Sram X5 + манетки Attack

Attack, X5

Верхняя 8-скоростная линейка Sram, рассчитана и на 9 скоростей. Оборудование среднего класса, часто встречающееся на горных велосипедах среднего ценового сегмента, пригодно для туристических поездок. Стоит отметить, что все задние переключатели Sram имеют прямую подводку тросика, что обеспечивает бесперебойную работу в любых условиях. Манетки Attack совместимы с переключателями Shimano. Помимо системы X5, на картинке представлена система S800, которая по уровню стоит между группами X5 и X7, того же уровня кассеты PG-850 и PG-950, 506-е втулки.

группа Sram X7

X7

Вот мы и добрались до «полноценных» групп американской фимры Sram, включающих помимо манеток, переключателей, систем и кассет – тормоза и втулки. Это действительно качественное, но и не дешевое оборудование, чего только стоит гидравлика Elixir R с высочайшей модуляцией, не требующая никакого инструмента для регулировки. Эта группа рассчитана на 9 и 10 скоростей, звезды под которые были спроектированы инженерами Sram с нуля, система X7 имеет полые шатуны.
группа Sram X9

X9

Это оборудование Sram стоит совсем рядом с профессиональным. Линейка включает бескомпромиссную гидравлику Elixir CR (есть вариант с карбоновым рычагом тормоза) в красном, сером или белом исполнении. Некоторые элементы этой линейки также предлагаются в серой и красной расцветке. Широкий выбор втулок разной ширины с полой осью. Оборудование X9 достаточно прочное для даунхила, достаточно лёгкое для кросскантри, достаточно красивое, чтобы занять место в музее искусств и позволяет делать индивидуальные подстройки для еще большего удобства использования. Отличный выбор за хорошие деньги)

группа Sram X0

X0

Группа представлена уже в 4 цветах (черный, красный, золотой и синий) Это 90% от лучшего качества и лучших технологий Sram, это легкое прочное и безотказное оборудование с кучей инновационных наработок, это на 90% XX) Как и в предыдущей группе доступны 2 варианта соотношений количества звезд 3×10 и 2×10, но естественно все оборудование легче и совершенней. Долгое время эта группа была топовой в линейке Sram.

группа Sram XX

XX

Это единственная группа Sram, имеющая исключительно комбинацию 2×10 (система из 2 звезд и кассета из 10). Манетка, ручка тормоза и блокировка вилки Rockshox крепятся к рулю одним зажимом MatchMaker X, шатуны системы Truvativ сделаны из карбона и алюминия, задний переключатель и каретка оснащены керамическими подшипниками BlackBox, цельнофрезированная 10-ти скоростная кассета Sram XG-1099 весит всего 208 грамм и изготавливается на станке в течение 9 часов! Для сравнения 9-ти скоростная наполовину титановая XTR-ка весит на 42 грамма больше. Вся группа весит менее 2 300 грамм!!! Это лучшее оборудование для горных велосипедов, есть мнение, что даже топовой группе Shimano XTR далеко до Sram XX, по весу – так точно, разрыв почти 400 г! (сравнивая суммарный вес комплектов обвески XTR и XX), но XX и почти на 600 баксов дороже и не совместим со своими же группами :)
MatchMaker X
Цепи Sram имеют маркировку вида PC-1091, где PC аббревиатура PowerChain (в переводе «мощная цепь» :), первая 1 или 2 цифры количество звезд в кассете (8, 9 или 10), а две последние класс цепи, чем больше цифра, тем он выше. Предпоследняя цифра примерно соответствует классу по группе, т.е. цепи PC-951, PC-1051 уровня группы X5, а PC-971, PC-1071 – X7 и т.д. Все цепи Sram имеют соединительное звено, что существенно облегчает замену цепи. Имеющиеся у Sram цепи можно увидеть в статье Износ цепи и ее замена. Кассеты Sram имеют такую же маркировку по классам, только с аббревиатурой PG (PowerGlide, что можно перевести как «сильные и бесшумные/плавно работающие»), кроме топовых XG-1099 и XG-999.

Как вы скорее всего заметили, верхние группы Sram включают как тормоза Avid, так и компоненты Truvativ. Но эти бренды имеют и собственные группы под различные стили экстремального катания, и включающие, помимо гидравлических, механические дисковые и ободные тормоза (это касается Avid). Truvativ имеет широчайший выбор не только систем (более 20 видов), кареток и комплектующих к ним, но и множество разноуровневых рулей (как из алюминия, так и из карбона), выносов, подседельных штырей и даже парочку «зубастых» педалей для даунхила.

Все статьи раздела о выборе горного велосипеда и его частей.