Самое интересное о горных велосипедах

logotip Sram and Shimano Так уж исторически сложилось, что Америка с Японией соперничают в производстве аналогичных товаров. Самым известным, полагаю, является соперничество автомобильных концернов Ford и Toyota. Не остались в стороне и комплектующие для горных велосипедов. На сегодняшний день это 2 самые известные фирмы – Sram (США) и Shimano (Япония), производящие обвеску и компоненты для МТБ. Почему же зачастую, когда рядовой байкер покупает себе что-то из линейки Sram, он больше не хочет переходить на Shimano? Могло ли так произойти, что американцы смогли догнать и обогнать компоненты Shimano, которым не было равных на протяжении 10 лет?

Если обратиться к началу производства компонентов для горных велосипедов фирмами Shimano и Sram, а произошло это практически тогда же, когда появились первые горные велосипеды, мы увидим, что изначально обе фирмы шли «в ногу». Что конкуренция между ними – это стремление каждой из них усовершенствовать и облегчить, будь то переключатель скоростей, или тормозная система. А нам, потребителям, это безусловно на руку.

Shimano XTRСравнивая топовое оборудование этих производителей нельзя не заметить, что Shimano опережает по весу компоненты Sram. Но четкость выше у Sram. Очевидное преимущество в условиях сильной тряски. Но многим поэтому и нравится Shimano – создается порой впечатление, что скорости переключаются сами собой. Что говорит о более комфортной работе Shimano.

Sram X0Если рассматривать отдельно каждый переключатель, каждую кассету и т.д., то рано и поздно напросится очевидный вывод, что некоторые компоненты лучше взять одной фирмы, а некоторые другой. Но не все так просто. В большинстве случаев они будут, к сожалению, несовместимы из-за разных передаточных чисел манеток. Дело в том, что при переключении у Sram cмещение заднего переключателя такое же как и смещение тросика в манетке 1:1, а у заднего переклюка Shimano отношение 1:2, это их делает несовместимыми при перекрестном использовании. Но есть и совместимые группы имеющие обозначения Rocket, Attack, MRX и Centera.

Но, думается, что нужно более конкретное сравнение. Ну что ж, проведем конкретную аналогию. Начнем с самых «низов» и поднимемся до топового оборудования обеих фирм, о котором уже было сказано несколько слов.

Shimano Tourney – Sram TRX, Sram PC-10. Это начальные группы обеих фирм, применять их по назначению не рекомендуем. Лучше пускай дальше красуются на витринах, скажем супермаркетов. Переключатели для кассеты из 7 звезд присутствуют только в линейке Shimano.

Shimano Altus – Sram PC-830, Sram PC-850. Сгодится для сухоасфальтовых покатушек.

Shimano Acera – Sram SX4. Немного лучше, но того же применения.

Shimano Alivio – Sram MRX, Sram Centera, Sram PC-850, Sram PC-870, Sram PC-890. По-долговечнее, по-легче, по-дороже, возможно применение на мокром асфальте ;)

Shimano Deore – Sram 3.0, Sram PG-7xx, Sram PG-8xx, Sram PG-950, Sram PC-951. Это уже заявка на что-то большее, например по лесным тропинкам покататься.

Shimano Hone, LX – Sram Attack, Sram X.5, Sram X.7, Sram X.9, Sram PG-970. Это уже действительно хорошее оборудование, на которое не будет жалко потраченных денег. Пригодно для туристических походов, не боится грязи.

Shimano XT, Saint – Sram PG-980, Sram PC-971. Это уже профессиональное оборудование, на котором можно принимать участие в соревнованиях, не ударяя в грязь лицом в переносном смысле, но заезжая в нее по уши на практике и не теряя при этом работоспособности навески такого уровня.

Shimano XTR; Sram X.0, Sram PG-990, Sram PC-991. Топовое оборудование, ну полная «крутатень». Продается с частичным карбоновым исполнением для бескомпромисной легкости.

Напомню, что это только сравнение по классу групп Sram и Shimano. И не говорит о том, что если поменять, к примеру, задний переключатель Deore на 3.0 то он будет работать без замены на соответствующую манетку. Но очевидно, что аналогия возможна и не обязательны споры о том, что лучше. Тем более что компоненты разных групп год от года могут быть разного качества, скажем в 2011 году группа Shimano Deore значительно лучше, чем была в предыдущие годы, а вот Sram X5 того же года будет пожалуй даже по-хуже.

Sram XXК тому же они действительно разные, Sram активно продвигает идею соотношения скоростей перед/зад – 2/10, в то время как Shimano не спешит отказываться от 3 звезд спереди, но и не отстает с внедрением 10-скоростных кассет. С 2009 года Sram может похвастаться совершенно новой группой XX, по весу оставившей Shimano XTR позади с отрывом почти в 300 г, но и стоящей на 600 баксов больше. Только совместима группа XX сама с собой и больше не совместима не только с компонентами групп Shimano, но и другими группами Sram.

Подводка тросика к заднему переключателю у Shimano, Sram и Shimano ShadowПробуйте и решайте, что больше подходит именно вам в избранном вами стиле экстремального катания. Характерная особенность монеток Sram – внешняя похожесть на мотоциклетные вращающиеся ручки (фирменное название Gripshift). Многим такие не нравятся, возможно из-за того, что у Shimano подобные манетки есть только в начальной группе. Но сейчас Sram также предлагает на выбор множество манеток-тригеров, закончив продолжительную патентную войну с Shimano, изначально использовавшими такую конструкцию манеток.

А вот прямой подвод тросика к заднему переключателю у Sram можно ставить в пример Shimano. Это уменьшает трения тросика в рубашке, что во-первых делает переключение точнее, а во-вторых при сильном загрязнении он не перестанет работать. Ну и зацепиться Shimano-вской петлей на покатушках за, скажем, ветку не здорово, согласны? Но летом 2007 Shimano исправило и это упущение, представив технологию Shadow. На картинке представлена для сравнения подводка тросика к заднему переключателю: сверху как это делается у Shimano, по середине – Sram, а на нижнем обновленный переключатель Shimano Shadow. RollamajigНо если у вас верхний вариант, то и этот вопрос решается с установкой ролламеджига (см. картинку ниже), что делает подвод тросика прямым. Ролламеджиг, кстати, делает Avid, принадлежащая Sram, этакий костыль для старых переклюков Shimano ;)

Что касается цепей, то Sram делает их удобнее, так как изначально ставит специальное звено-замок PowerLink, позволяющее легко менять цепь без использования специального инструмента (выжимки цепи), Shimano теперь тоже ставят его на некоторые цепи, но чаще придется его докупать отдельно.

Стоит отметить, что старый, повидавший на своем веку, XTR может работать хуже нового Deore. Так что споры и сравнения у кого, что как работает справедливы при одинаковом износе и уходе за компонентами, того или другого производителя. А забота и своевременное обслуживание обеспечат хорошую и долгую работу обоим.

Все статьи раздела о выборе горного велосипеда и его частей.