Самое интересное о горных велосипедах

amortizacionaya vilka MTBВилка — это второй по важности, после рамы, элемент горного велосипеда. Как правило на всех хороших горных велосипедах уже стоит амортизационная вилка и обычно довольно посредственная. На что обратить внимание при выборе вилки для своего велосипеда, какие виды передних амортизаторов бывают и какие демпферы используется в современных вилках вы узнаете в этой статье.

Вилки делятся на следующие типы:

  • пружинные
  • пружинно-эластомерные
  • воздушные
  • масляно-воздушные
  • – масляно-воздушные низкого давления
    – масляно-воздушные высокого давления

  • масляно-пружинные

Пружинные вилки — это самые дешевые вилки, стоят 40-80 евро. К амортизационным эти вилки не относятся. Сделаны они очень некачественно, даже новые люфтят и очень быстро «умирают» и без агрессивного катания. Как демпфер не работают (не гасят колебания). Можно купить детям «чтоб сломали и не жалко».

Пружинно-эластомерные вилки — эти стоят уже 70-180 евро. Это тоже ненастоящие амортизаторы. Отличаются от пружинных тем, что имеют длинный цилиндрический эластомерный стержень который, по идее, должен демпфировать. В некоторых вилках он с этой функцией справляется, но крайне плохо. Существуют «зимние» эластомеры, но их создатели явно не видели русской зимы — на морозе эти вилки просто не работают. Качество изготовления такое же как у пружинных, если вы решили остановиться на этом типе, то выберете Rock Shox Judy TT. С такой вилкой вы сможете доехать до дачи и решить для себя — нужна ли вам амортизационная вилка.

Воздушные вилки стоят от 150 евро. Выпускались фирмой White Brothers, сейчас их делает RST (маркировка AT, HT). Роль пружины выполняет воздух, который накачивается насосом, он же демпфер. Работают примерно как воздушно-масляные вилки. Возможно применение даже в кросс-кантри, более агрессивное катание быстро выведет такую вилку из строя.

Масляно-воздушные вилки реально демпфируют и стоят от 230 евро. Демпфером в них служит заполненный маслом картридж. Пружиной — воздух, как и в воздушных вилках. Качество работы зависит от качества демпфирующего картриджа. Но есть правило: дорогая воздушно-масляная вилка в большинстве случаев работает лучше чем дешевая пружинно-масляной. Если вы любите агрессивную езду это то, что вам нужно, но для даун-хилла такая вилка слабовата. Отличие вилок высокого давления в том, что они менее износостойкие, но более динамичны и работают при более низких температурах. Низкого давления более долговечны, но требуют настройки при перепаде температуры на 10-15 градусов.

Масляно-пружинные вилки — самые лучшие и стоят от 170 евро. Но не надейтесь, что вилка за 200 евро работает лучше воздушно-масляной за 300. Демпфер, как и в масляно-воздушных вилках, картридж с маслом, а пружина стальная. Качество работы зависит от качества вилки :) Применяются во всех дисциплинах. Есть и минус — диапазон настроек ниже чем у воздушных вилок.

Существует еще одно правило, когда вы стоите перед выбором пружинная или воздушная: если у вас тяжелый вес вам больше подойдет воздушная вилка и наоборот.

Демпфер — масло, воздух или эластомер

Упрощенно принцип действия демпфера сводится к тому, что он должен быстро и мягко сжаться и медленно разжаться.

Эластомер хоть и используется в качестве демпфера, не может работать им просто по своим физическим свойствам. Он немного замедляет сжатие, что сглаживает небольшие колебания и создает иллюзию его работы как демпфера. Но при возврате в исходное состояние происходит обратный эффект — элестомер ускоряет отбой. В результате вилка как бы выстреливает, что может легко катапультировать ездока из седла.

Масло наиболее всего подходит для демпфирования, технологии совершенствуются десятилетиями, этот демпфер практически не нуждается в смазке, т.к. сам ей является. Это простая и надежная технология, которая обеспечивает отличную работу амортизатора. Можно также использовать жидкий газ, но это значительно усложнит конструкцию, а соответственно и обслуживание такой вилки.

Воздух отлично подходит для демпфирования. Но такие амортизаторы значительно быстрее изнашиваются. Так что если вы не располагаете особо деньгами, лучше такие вилки не выбирать.

Открытая и закрытая масляные ванны

Стоит также сказать о амортизаторах с закрытой и открытой ванной для залива масла. Открытая масляная ванна имеет ряд преимуществ:

  • внутренние части не требуют смазки
  • зимой нужно просто поменять летнее масло на зимнее
  • отбой дополнительно можно регулировать, заливая масло разной степени вязкости
  • вилка работает мягче
  • жесткость можно регулировать уровнем масла
  • сальники и пыльники для такой конструкции нужны качественнее, что позволяет обходиться без частого ТО

закрытая ванна по тем же пунктам уступает:

  • требует внутренней смазки, для чего надо часто разбирать
  • для зимнего катания надо поменять картридж
  • отбой регулирует только сам картридж
  • более жесткая вилка
  • производитель без зазрения совести экономит на изоляции — необходимо частенько проводить ТО

Настройки вилки

Preload означает предварительную нагрузку или негативный ход, а проще говоря жесткость пружины. По норме preload составляет примерно 10% хода вилки, и регулировать его есть смысл если вы сильно меняете стиль катания. Так например если для похода жесткость должна быть нормальной, а для спуска с гор лучше немного перекачать, чтобы вилка «не пробивалась». Эта настройка делается не часто, под вес байкера. На пружинных и эластомерных вилках этот параметр по большей части выдуманный, т.к. изменить его для этих вилок существенно можно только поменяв начинку.

Rebound (отбой, отскок). Очень полезная настройка, особенно нужная если выкатаетесь по сильно отличающимся покрытиям. На асфальте отбой лучше закручивать, чтобы не тратить энергию на раскачку амортера, а на кочках откручивать чтобы вилка работала активнее. Регулировка может быть как снаружи, так и внутри амортизатора.

Особенно стоит отметить разработки фирмы Marzocchi, позволяющие динамически регулировать скорость отскока: системы SSV, SSVF и HSCV, имеющие ряд контуров чувствительных к скорости жиклеров. Что это дает? А то, что чем больше «колбасит» амортер, тем более он становится плюшевый. На асфальте он, соответственно, тормозится. Система SSV появилась первой, избавив райдеров от необходимости крутить винтики. А системы SSVF и HSCV, появившиеся в 2002 году, стали в разы чувствительнее к дороге.

Compression в отличии от предыдущей настройки замедляет скорость сжатия вилки. Очень полезная, но редко встречающаяся регулировка.

Extension Contro регулирует ход вилки. Ход вилки можно как уменьшать, так и полностью блокировать. Функция нужна при усиленном педалировании, езде по асфальту и заезде в горку. Есть вилки в которых эта функция используется намного шире. Они имеют многопозиционную регулировку. Регулируется не только ход, но и скорость работы вилки.

Как выбрать хорошую амортизационную вилку?

Не трудно догадаться, что хорошая вилка та, которая хорошо работает. В общем случае хорошая вилка стоит дороже 200 евро и удовлетворяет следующим требованиям:

  • в России должен быть официальный дистрибъютор, который осуществляет сервисное обслуживание и дает гарантию
  • обе ноги должны иметь одинаковую конструкцию: и демпфер и пружину. У вилок, рабочая нога у которых одна, происходят постоянный перекосы, что сказывается на скорости износа амортизатора
  • если вилка требует наружной смазки — это не есть гуд. Грязь, образующаяся на этой смазке, попадает внутрь, что приводит к частым ТО и скорой «смерти» такой вилки
  • не ищите себе геморроя виде необходимости частого обслуживания вилки
  • высокая надежность и износоустойчивость
  • для многих очень интересна апгрейдопригодность вилки, что позволяет не покупать сразу крутую вилку, а купить хорошую и со временем довести ее до «крутой»

Все статьи раздела о выборе горного велосипеда и его частей.