Самое интересное о горных велосипедах

mtb 70-hСейчас существует такое количество марок горных велосипедов, что, пожалуй, даже производители самых известных из них не назовут точной цифры. Некоторые производители говорят, что именно они создали горный велосипед. Но так как никто не хочет отдавать пальму первенства, мы будем сами разбираться, как и где появился велосипед, который стал прародителем современных маунтинбайков.

Америка, конечно, не первая отправилась в космос (хоть так и считает практически каждый американец), но появлению горных велосипедов мы обязаны именно ей. Произошло это в начале 70-х годов прошлого века, на противоположном от Японии (основного конкурента США по производству компонентов для маунтинбайков) берегу тихого океана, в штате Калифорния.

Тогда, в свободное от шоссейных гонок время, велосипедисты развлекались тем, что катались по горам на мотоциклах. Но экологи были против и, с их подачи, власти запретили езду вне дорог на мототранспорте. Нельзя на мотоцикле – значит будем спускаться с гор на велосипеде, так и стали появляться целые группы любителей экстрима, под названием даунхилл.

Schwinn ExcelsiorЕздить на шоссейном велосипеде по горам было проблематично, и райдеры стали искать альтернативу. Так появились велосипеды под названием «балунеры» с 26-ти дюймовыми покрышками шириной более 2 дюймов. Стандарта 26 дюймов тогда, кстати, еще не было. Один из представителей балунеров, Schwinn Excelsior, помимо широких покрышек имел более прочную, чем большинство велосипедов, раму. И больше ни чем, кроме изрядного веса (около 20 кг), на современные даунхиллы не был похож. Надо понимать, что это не специально разработанный для спуска с гор велосипед. Его выпускали еще в 30-х годах! Тогда Schwinn Excelsior использовали почтальоны и коммунальщики. Этот велосипед им нравился т.к. и тогда был прочный и неприхотливый.

Даунхильщики 70-х были также и хорошими апхильщиками. Прежде чем спуститься, они умудрялись заезжать в горы высотой до 800 метров, используя при этом всего 1 передачу 52х20! Переключателей скоростей тогда еще не было. Но это было не единственной проблемой. Тормоза у балунеров были только втулочного типа. На продолжительных спусках смазка в подшипниках просто выкипала, отчего их приходись часто «заправлять» смазкой и менять.

В 1974 году в очередной гонке в Марине, недалеко от Сан-Франциско, участвовали Гари Фишер и Чарли Келли, тогда неизвестные велосипедисты из Купертино. Они приехали на соревнования на балунерах, оборудованных переключателями скоростей и барабанными тормозами с мотоциклетными тормозными ручками на руле. Это уже было ближе к тем горным велосипедам, что мы привыкли видеть сегодня. Такой «тюнинг» значительно облегчал продолжительные и крутые подъемы для велосипедистов, но утяжелял и без того нелёгкий велосипед. Вес стал достигать 29 кг! Тогда на все ту же раму Schwinn Excelsior стали «перекочевывать» компоненты от шоссейных велосипедов. Вес стал уменьшаться, а скорости и нагрузки увеличиваться. И встал вопрос о более надежной и лёгкой раме.

Joe BreezeДжо Бриз, один из профессиональных шоссейных велогонщиков и любителей даунхилла 70-х, делал также рамы для велосипедов. В 1977 году он на основе Schwinn Excelsior сделал для себя новую раму из хромомолибденового сплава, которая была легче стальной, хоть и стоила дороже. Через 2 года Том Ричи, имевший успех в производстве рам для шоссейников и тандемов, по чертежам Бриза, сделал уже несколько подобных рам на продажу, но не нашел покупателей. Келли и Фишер ухватились за идею и решили заняться их продажами, даже зарегистрировали для этого торговую марку «Mountainbike». Из-за ошибки при оформлении документов, торговая марка не была зарегистрирована, но название маунтинбайк или сокращенно МТБ с тех пор прочно закрепилось за внедорожными велосипедами.

После публикаций в прессе и бурного отклика читателей выяснилось, что подобные разработки проводились не только в Калифорнии. В конце 70-х некоторые производители велосипедных компонентов начали делать детали для 26-ти дюймовых велосипедов. В 1981-м Майк Синъярд, основатель Specialized, приобрёл пару велосипедов у Келли и Фишера и отправил их на доработку в Японию, где у Майка была своя фабрика. В результате был представлен велосипед Specialized Stumpjumper стоимостью 750 долларов, что было в 2 раза ниже цены маунтинбайка Келли и Фишера. Продажи Stumpjumper-а перевалили за 1000 штук в год. Его можно считать первым коммерчески успешным серийным горным велосипедом.

Многие производители велосипедов не оставили без внимания новинку. Тогда же Shimano и Sram приступили к выпуску оборудования для маунтинбайков. И к 1986 году продажи горных велосипедов в Америке превзошли продажи шоссейных велосипедов. В дальнейшем к велосипедам стали «примерять» различные технологии, используемые в мотоциклах. Так появились амортизационные вилки, дисковые механические, а затем и гидравлические тормоза, двухподвесы… Горные велосипеды совершенствуются и сегодня, становясь все легче и комфортнее, а инновационные технологии, применяемые для этого, доступнее.

В 1990 году горные велосипеды были официально признаны Международным союзом велосипедистов (UCI) и стали проводиться чемпионаты мира по МТБ. В России история горного велосипеда начинается только в 1993 году с создания «Открытой комиссии союза велосипедистов» и первого чемпионата России по МТБ. С 1996 года кросс-кантри включается в программу Олимпийских игр! Массово покупать горные велосипеды в России начали к концу 90-х годов.

Все статьи раздела с другой полезной информацией.