Самое интересное о горных велосипедах

kaa pravilno tormozitВспомните ваши первые впечатления от маунтинбайка. Жесткость и целостность велосипеда, приемистость и… невероятно мощные тормоза. Когда кто-то сидится на мой байк, это первое, что я слышу) Вспомните ваши первые поездки и попытки тормозить. В большинстве случаев поначалу из-за страха перевернуться, да и просто из-за привычки тормозить задним тормозом человек частенько блокирует заднее колесо.

А знаете ли вы, что 70% силы торможения у опытного райдера приходится именно на переднее колесо! Итак, учимся тормозить правильно, ибо умение правильно тормозить позволит вам ехать быстрее. 


Перечислим факторы, влияющие на качество процесса торможения: 
Мощность – очевидно, что чем большая мощность развивается при трении колодок о тормозные поверхности, тем быстрее можно затормозить байк. 
Рисунок покрышки – какими бы мощными не были бы ваши тормоза, но если стоят лысые покрышки, то торможение может быстро закончиться падением. Особенно это критично на грунте, в дождь, снег, гололед.


Контроль – даже на лысых покрышках бывает можно оттормозиться быстрее, чем с хорошим протектором. Большую роль играет то, на сколько хорошо вы чувствуете тормоза. А именно момент, когда колесо блокируется. Идеальное и наиболее интенсивное торможение будет как раз тогда, когда колесо находится на грани блокировки. Это сильно зависит от типа используемых тормозов и их настройки.



Для начала стоит правильно настроить тормоза. Правильно настроенные тормоза при легком нажатии слегка притормаживают байк. Сильное же торможение при начальном ходе ручки недопустимо, т.к. вы абсолютно не сможете нормально контролировать байк. Исключение – триальные велосипеды. Триалисты, используя V-Brake, мажут рабочие поверхности обода гудроном. При этом вел на торможении орет как слон в брачный период, но имеет железную хватку тормозов, что необходимо в триале. Большинство опытных райдеров на техничных участках держут один-два пальца на тормозной ручке. При этом сохраняется крепкий хват руля и возможность переключения передач.

Для удобного и качественного торможения необходима правильная установка тормозных ручек. Обычно ручки ставятся под углом около 45 гр. При этом плечо, предплечье и кисть райдера лежат на одной прямой. 
При настройке тормозов также требуется установить расстояние от тормозных ручек до грипс. Эта настройка производится маленькими винтами, расположенными на тормозных ручках. Они ограничивают обратный ход ручек, делая их расположение ближе к грипсам. Важно, конечно, настроить ход ручки. Нужно оставить примерно четверть хода ручки на холостой ход, когда тормоза еще не начинают работать. Но при этом на полностью зажатых тормозах ручки не должны касаться руля


Как уже говорилось – большая часть тормозного усилия должна приходиться на переднее колесо. И что бы там не говорили противники данного метода торможения, но сила торможения переднего колеса доходит до такого уровня при котором переднее колесо находится на грани блокировки. Однако, чтобы научить так тормозить, надо усвоить некоторые принципы торможения.
 Главная опасность неумелого торможения передним тормозом – кувырок через руль. Падение через руль горного велосипедаИменно этого боятся начинающие. Чтобы избежать кульбита достаточно просто сместить тело назад за седло. При этом руки должны быть выпрямлены. Соответственно чем сильнее торможение, тем сильнее нужно отклоняться назад. Это же правило действительно и при торможении на спуске. Используя перенос тела за седло можно спуститься с очень крутых горок. Но, все-таки, не стоит забывать про задний тормоз. Он помогает лучше контролировать байк.

Не стоит забывать про безопасность торможения. Так, если занос заднего колеса еще можно исправить, то занос переднего колеса в большинстве случаев приводит к падению. Именно поэтому нельзя допускать блокировки переднего колеса. Вообще блокировка колеса как переднего, так и заднего не слишком хорошо отражается на безопасности движения. И только если вы овладели искусством торможения в совершенстве, то можно начать применять управляемый занос. Попробуйте в повороте на грунтовке сместить центр тяжести внутрь поворота и назад. Притормозите слегка передним тормозом и на мгновение резко заблокируйте заднее колесо. Байк войдет в занос. Если не растеряться, то занос будет вполне управляемый и поворот вы пройдете в стиле раллийных гонщиков. Перед подобным трюком, правда, следует убедиться в том, что на дорожке впереди нет инородных предметов типа веток и т.п. Поверхность должна также быть без резких перепадов. Иначе последствия могут быть непредсказуемые и можно потерять контроль над велосипедом.

Учитесь и со временем сможете выполнять такие фишки, как серф на переднем колесе, разворот на месте и многое другое. 

Все статьи раздела о катании на горном велосипеде и трюках.