Самое интересное о горных велосипедах

velosipednaya cepЦепь пожалуй самая часто заменяемая деталь горного велосипеда, после тормозных колодок. Конечно все зависит от условий эксплуатации: чем сильнее крутить педали и чем в большей катать грязи, тем быстрее износится цепь, что касается и остальных частей байка. Важно понимать, что цепь изнашивается равномерно, а кассета (блок звезд на заднем колесе) с сильно изношенной цепью изнашивается гораздо быстрее (хотя ее ресурс в 3 раза превышает ресурс цепи) и чтобы не пришлось менять их вместе, нужно следить за износом цепи.

Существуют 3 основные стратегии замены цепи. Первая, самая простая, – это купить велосипед и ездить, не меняя цепь, пока она не растянется до такой степени, что станет под усилием проскальзывать по звездами и уже невозможно будет нормально разогнаться. Так можно ее «мучить» до 5 000 км. И только тогда поменять. Учитывая, что ресурс цепи 3 000-4 000 км, это может показаться немало. Вот только поменять придется еще и кассету (а она стоит не меньше, а зачастую и больше цепи) и пару звезд системы, а может и всю целиком (недорогие неразборные модели), стоящую раза в 2 дороже кассеты. Этот способ самый простой и самый дорой, хотя многие его выбирают просто по незнанию.

2 стратегия носит название «круговой замены цепи». Используются 3 цепи (лучше одинаковые), которые меняются «по кругу» каждые 500-1 000 км, равномерно изнашиваясь вместе со звездами и кассетой. Померить износ цепи лучше инструментами, а не пройденным расстоянием, более дешевые цепи могут работать в 2-3 раза меньше дорогих. В итоге система и кассета проработают положенные им 10 000-12 000 км, а каждая из 3-х цепей 3 000-4 000 км. Несложно посчитать, что этот способ в сравнении с первым позволит съекономить 50% ваших денег, но надо будет следить за состоянием цепи. Лучше всего если цепь и кассета будут одного класса, чем выше – тем дольше и четче они будут работать. А систему лучше использовать недорогую, со стальными звездами.

Если вы гоняетесь за минимальным весом и используете дорогую кассету и систему, которые имеют алюминиевые звезды, то целесообразнее использовать не самую дорогую, но и не дешевую цепь и менять ее на новую каждые 1 000-2 000 км, не допуская сильного износа. Это существенно продлит жизнь кассете и системе, которые в итоге могут проработать до 20 000 км! Это и есть 3-я стратегия, подходящая владельцами дорогих комплектующих верхних классов. Дорогие кассета и система прослужат не дольше дешевых, но переключение скоростей будет гораздо четче, не говоря уже о весе.

С износом цепи заметно ухудшается работа переключателей, совсем дешевые цепи могут даже перестать переходить на другие звезды, даже не полностью износившись. Происходит это потому, что цепь имеет специальную форму, а звезды выступы, цепляющие цепь и натягивающие ее на звезды при переключении. Даже при абсолютно точно настроенных переключателях скорости могут плохо переключаться именно из-за изношенной цепи. Важно также следить, чтобы не было перекоса цепи, все это описано в статье Настройка переключателей скоростей. И, конечно же, стоит регулярно чистить и смазывать цепь, что позволит ей не «закончиться» раньше времени.

Все статьи раздела о ремонте горного велосипеда, чистке и смазки.